В 2019 г. сотрудниками Новгородской археологической экспедиции совместно с лабораторией истории и археологии средневекового Новгорода исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (руководитель лаборатории – к.и.н. В.К. Сингх) было проведено комплексное изучение археозоологического материала, происходящего с усадьбы «Ж» Троицкого раскопа. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Фонда развития науки и культуры «Таволга».
Особенность культурного слоя Новгорода такова, что в нём прекрасно сохраняются все органические материалы, в том числе и кости животных. Такая сохранность позволяет получать обширные и представительные выборки любых категорий находок.
В результате археозоологического исследования остеологической коллекции можно утверждать, что подавляющее большинство костей является кухонными остатками, которые имеют свойство постоянно накапливаться в культурном слое при употреблении мяса животных в пищу. При детальном рассмотрении этих кухонных остатков в рамках остеологического спектра отмечается отсутствие существенных отличий древнейших слоев усадьбы «Ж» от слоев других частей средневекового Новгорода, а также от ситуации, изученной в других древнерусских городах X–XIII вв.
Если говорить о мясном рационе жителей усадьбы, то он также весьма традиционен для населения средневековых городов: основное предпочтение отдаются говядине с увеличением количества ее потребления во времени; вторым по популярности мясом, поступающим на столы местных жителей, традиционно является свинина, однако постепенно показатели ее употребления снижаются. На третьем месте в мясном рационе находится баранина и козлятина.
Весьма интересны результаты детального изучения анатомических спектров костей мясных животных. Судя по костным останкам, в основном доминируют позвоночно-реберные части и мясные части передних конечностей, в то время как «мясные» отделы задних конечностей представлены в значительно меньшем числе.
В остеологической коллекции выявлено незначительное количество костей сельскохозяйственных животных с патологическими изменениями. Это может свидетельствует о бережном отношении жителей к животным, которые содержались на территории усадьбы. Но, в связи с тем, что большая часть встреченных патологий связаны с воспалительными процессами зубной системы, то можно сделать предположение, что для кормления животных использовались грубые и некачественные корма.
Материалы остеологической коллекции собранные в результате археологических работ из напластований, датируемых 30-ми годами X в. – 20-50-ми годами XI в. демонстрируют обычные для средневекового Новгорода остеологические спектры и способы хозяйственного использования сельскохозяйственных и диких животных.
Отдельная часть исследования была посвящены рассмотрению роли коня в материальной и духовной жизни средневекового человека.
Культовые традиции, связанные с почитанием коня как священного животного, безусловно, существовали в средневековом Новгороде. Некоторые из них прослеживаются на археологическом материале. Они связаны, как с предметами личной апотропеической магии (амулетами), так и с остатками производимых ритуалов. Все эти свидетельства уходят корнями в дохристианскую эпоху, но почитание коня в различных его проявлениях, сохраняется и после распространения христианства. На это указывает датировка археологического материала. Традиции, зафиксированные в культурном слое, относящемся к языческому периоду (X в.), продолжают не просто существовать вплоть до позднего средневековья, но и развиваться и трансформироваться.
Изученный материал культового использования костных останков коня отражает разнообразные формы почитания средневековыми новгородцами этого животного. Конь выступал и как оберег дома, символизирующий благополучие его обитателей, и как символ смерти и возрождения, связанный с отгонно-поражающей магией. Особо почитаемыми частями являлись череп и кости ног. Археологические свидетельства культа коня в средневековом Новгороде находят параллели и в более поздней традиции, в том числе и на указанной территории.